22 апреля в Женеве приступили к обсуждению доклада международной рабочей группы по вступлению России в ВТО. Одними из самых проблематичных станут переговоры по транспортным услугам. В частности, сообщает Страна.ru, по морскому транспорту Россия отказывается от обязательств, закрывает свои внутренние водные пути до 2010 года, а в остальных областях ограничивается вспомогательными услугами.
Доклад международной рабочей группы - это документ, где должны быть зафиксированы основные условия доступа России в ВТО и перечень обязательств и дополнительных требований к нашей стране. Ожидается, что переговоры по нему будут особо жесткими, поскольку как Россия, так и ее иностранные партнеры, попытаются внести в текст максимально выгодные для себя условия, а компромиссные, запасные варианты будут придерживать как козыри для дальнейших переговоров и последующих чтений.
К числу самых проблемных областей, по которым не удалось договориться, по-прежнему относят сельское хозяйство, гражданскую авиацию, автопром, услуги, среди которых выделяют особо конфликтную зону - переговоры о транспортных услугах. Они ведутся по всему спектру - морскому, речному, воздушному, автомобильному видам транспорта. Конечно, иностранцы проявляют интерес к тому или иному виду в зависимости от своего географического положения, однако самыми популярными являются морской и воздушный виды.
Ведя переговоры с иностранными компаниями, Россия выступает потребителем, а иностранцы - поставщиком услуги. Предметом переговоров являются условия, на которых они могут выполнять эту услугу у нас. Людмила Ренне, заместитель руководителя Департамента международного сотрудничества Министерства транспорта России, присутствовавшая на всех заседаниях рабочей группы и двусторонних переговорах по транспортным услугам, в беседе с корреспондентом Страны.ru оценила ход переговоров следующим образом: "Переговоры очень жесткие. Транспортные услуги по-прежнему остаются несогласованными, наряду с финансовыми, банковскими, страховыми и телекоммуникационными услугами".
Речь идет об ограничениях по доступу на рынок той или иной услуги. Участники российской переговорной группы не исключают такого исхода переговоров, при котором Россия вообще откажется брать на себя обязательства по определенным видам услуг, полностью закрывая перед иностранцами свои рынки. Это делается, например, в тех случаях, когда нас не устраивает предлагаемый слишком открытый режим по какой-либо услуге, при том что эта услуга в России недостаточно развита. И в силу потенциально высокой рентабельности развитие данной услуги необходимо оставить для отечественных предпринимателей.
Например, Россия не собирается открывать свои внутренние водные пути для иностранцев по крайней мере раньше 2010 года. Мы также пока не взяли никаких обязательств по морскому транспорту, хотя в Минтрансе не исключают, что скоро придется это сделать, поскольку на этом настаивают наши основные торговые партнеры. В частности, Норвегия взяла полномасштабные обязательства по морскому транспорту и теперь пытается добиться того же от других стран, особенно от России.
Пока Россия берет обязательства лишь по вспомогательным услугам, например услугам складов и пакгаузов, по техническому обслуживанию и ремонту, услугам грузовых агентств.
Впрочем, экологические требования к транспортным средствам тоже являются предметом переговоров, но только по стандартам. Транспортные услуги относятся не только к одиннадцатому разделу классификатора ВТО, но включены и в другие сектора. Например, в деловых услугах есть положение по аренде и лизингу судов без оператора, по аренде и лизингу автомобильных транспортных средств без водителя и т.д.
Иностранные партнеры очень умело применяют принципы и методы торговой войны. В этом контексте вспоминается случай, когда американцы в свое время защищали свой рынок от поставок помидоров из стран Латинской Америки. Тогда они установили ограничения по диаметру плодов. Сейчас российские переговорщики учатся делать то же самое. Вот комментирует этот процесс Людмила Ренне: "Мы ставим такие ограничения, которые вам и не снились. Например, мы настаиваем на том, что водителями транспортных средств должны быть граждане Российской Федерации. Этого нет ни в одном законе, но мы это проставили в обязательства".
Кстати, в США 50% правительственных грузов в законодательном порядке зарезервировано для национальных перевозчиков. В России закона о делении грузов нет. Сейчас составлен новый проект закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", в который специалисты Минтранса вводят понятие грузовой базы. Они выражают надежду, что в законе будет оговорена доля для национальных поставщиков транспортных услуг.
Следует подчеркнуть, что в Минтрансе не сомневаются в конкурентоспособности российских перевозчиков. Другое дело, что наши законы, например Налоговый кодекс, не позволяют им быть на одном уровне с иностранными. Именно поэтому автотранспортные предприятия более выгодно регистрировать не в России, а за рубежом. Например, чтобы обновить парк машин, надо фактически заплатить 140% стоимости: 100% - за машину, 20% - НДС, потом следует налог на транспортное средство и т.д. Получается, что российские перевозчики задушены налогами, за что ВТО ответственности не несет. Правительство может их защитить только принятием новых законов, в частности новыми редакциями Таможенного и Налогового кодексов.
Сегодня среди стран ВТО четко прослеживается тенденция к наибольшему открытию рынков в глобальном масштабе. Начался новый раунд переговоров, и России желательно вступить в эту организацию до его завершения, поскольку тогда мы бы вступали по ныне действующим условиям. На новом раунде будут обсуждаться вопросы, связанные с авиа- и морскими перевозками, что для России невыгодно. Сейчас права авиаперевозчиков исключены из GATS (General Agreement on Trade in Services - Генеральное соглашение по торговле услугами). Вместо этого регламентируются положения по ремонту и техобслуживанию самолетов, продаже и маркетингу транспортных услуг и компьютерному резервированию билетов. Поэтому ныне действующие условия по отношению к России являются более мягкими. | | |