На сегодняшний день совершенно неясно, на каких основаниях снижена ответственность за просрочку доставки грузов для ОАО «РЖД», сообщила директор ООО «Конструктор решений» Ольга Коваленко в ходе делового семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», организованном журналом РЖД-Партнер
Она пояснила, что, согласно пояснению к проекту поправок в устав железнодорожного транспорта, основанием для этого стала необходимость выравнивания условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с другими видами транспорта. После сравнения условий организации осуществления перевозок, а также ответственности за просрочку доставки грузов на других видах транспорта, в Госдуме РФ пришли к выводу о функционировании РЖД в более жестких условиях ответственности.
По словам О. Коваленко, если говорить об ответственности, то в РЖД она составляла 9% за каждый день просрочки доставки и ограничивалась размером перевозной платы. В Кодексе внутреннего водного транспорта РФ ответственность также составляет 9% за каждые сутки и не превышает 50% от размера провозной платы. Воздушный транспорт находится немного в других условиях, но здесь речь идет о совершенно других скоростях, ответственность здесь составляет 25% от МРОТ (25 руб.) за каждый час просрочки и объем взыскания также не превышает 50% от провозной платы.
В Кодексе торгового мореплавания ответственность так же, как и на железной дороге, ограничивается размерами фрахта. На автомобильном транспорте тоже установлена норма 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки, и общая сумма штрафа не может превышать размер провозной платы. Возможно, имеются более жесткие условия в плане сроков направления претензий. «В уставе написано, что претензия может быть направлена в течение 6 месяцев, но все, что касается пени и штрафов, – на это выделяется 45 дней. При этом на внутреннем водном, морском и автомобильном транспорте претензия к перевозчику может быть направлена в течение срока исковой давности, который составляет 1 год, на воздушном транспорте претензия может быть направлена в течение 6 месяцев, но без каких бы то ни было оговорок по штрафам. Из этого возникает вопрос: а, собственно, где те самые более жесткие условия ответственности РЖД? В результате совершенно непонятно, почему железнодорожный перевозчик находится в более привилегированном положении в сравнении с другими поставщиками транспортных услуг», – заключила О. Коваленко. |