www.perevozki.ru

17.11.2020Пока суд да сборка
     Анастасия Веденеева об импортозамещении в судостроении
    
    Самая современная российская верфь «Звезда» способна лишь собирать корпуса судов из иностранных комплектующих, откровенно признал на прошлой неделе заместитель гендиректора ЦКБ «Лазурит» (близкое к «Роснефти») Олег Квасников. Выступая на конференции, посвященной отечественному судостроению, он честно констатировал очевидные проблемы с импортозамещением в отрасли, которые обычно не принято обсуждать открыто, поскольку они не имеют явного решения.
    
    По мнению топ-менеджера, основная проблема в том, что заказанные танкеры и газовозы верфь строит по иностранным проектам. «В них нет ни одного фактического изделия отечественного производства, кроме того, большая часть (оборудования) приходит не просто иностранной комплектации, а уже в собранном состоянии»,— рассказал Олег Квасников, уточнив, что первый танкер Aframax пришел на 85% собранным.
    
    Даже учитывая, что генеральный заказчик этих танкеров — «Роснефтефлот», вряд ли «в обозримом будущем» на суда будут установлены российские изделия, полагает он. Дело в том, что заказчики хотят получить «адекватное судно с адекватной комплектацией» и соответствие «один к одному» с судном, производимым в Южной Корее. «Лазурит» видит решение в том, чтобы переделывать иностранные проекты, предусматривая, где возможно, использование российского оборудования, что даст шанс российским производителям.
    
    Однако проблемой подавляющего большинства российских производителей остаются постоянные срывы сроков, отсутствие гарантий характеристик и надежности оборудования, высокие цены.
    Из-за этого заказчики в основном не хотят иметь дело с отечественными поставщиками. Последние, в свою очередь, оправдываются, что при малом заказе, да еще на новое оборудование, первые партии неминуемо стоят дорого, нужна большая серия.
    
    У каждой из сторон своя правда. При этом государство все активнее, с одной стороны, вынуждает компании строить суда в РФ, ужесточая нормы импортозамещения. А с другой — дает некоторым заказчикам послабления, понимая, что верфи РФ не способны построить многие сложные суда. Основной вопрос — кто заплатит за такую госполитику?
    
    Заказчики считают, что платить должно государство. Но проблема в том, что масштабные госсубсидии — более 30 млрд руб. в 2021–2023 годах — явно не позволяют даже современной «Звезде» решить проблемы импортозамещения в крупнотоннажном судостроении, которого в РФ до сих пор практически не было. А учитывая дефицит бюджета, вполне вероятно, что долго государство доплачивать не сможет. Тогда за импортозамещение придется платить заказчикам, которые в таком случае вряд ли сохранят большие планы по строительству и вводу нового флота.
 
Коммерсантъ