www.perevozki.ru

10.11.2017Арктику ставят на опоры
     Минэкономики определилось с порядком работы так называемых опорных зон, которые планируется создать в арктических регионах РФ. Подготовленный ведомством законопроект предусматривает безотзывные взаимные обязательства государства и инвесторов, а также поддержку инвестпроектов за счет средств предлагаемого к созданию фонда развития Арктики. Северные регионы уже готовят перечни проектов для опорных зон, рассчитывая на льготы по федеральным налогам для инвесторов.
    
    Законопроект «О развитии Арктической зоны», регулирующий деятельность будущих опорных зон, опубликован Минэкономики на портале regulation.gov.ru. Механизм создания таких зон предусмотрен новой версией «арктической» госпрограммы, одобренной правительством 31 августа этого года. Поясним, что сначала Минэкономики попыталось написать общий законопроект о развитии макрорегиона — «Арктический кодекс». Однако документ был возвращен на доработку вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным с формулировкой: «Закон нужен, ?но он должен быть конкретным и посвящен опорным зонам». Новую версию документа планируется внести в Белый дом до 18 декабря.
    
    В рамках госпрограммы планируется создать восемь опорных точек в каждом субъекте Арктики. Зоны создаются бессрочно. По сути, это очередной региональный льготный режим — однако, в отличие от дальневосточных территорий опережающего экономического развития и особых экономических зон, опорные зоны направлены не на развитие конкретных территорий, а на поддержку комплекса проектов. Создаваться опорные зоны будут по заявкам субъектов РФ — итоговые решения примет правительство.
    
    Особенностью нового механизма Минэкономики называет наличие «безотзывных обязательств»: государство обязуется обеспечить создание инфраструктуры и предоставить льготы и преференций, инвесторы обещают вложить средства в проекты и реализовывать их. Для участия в опорной зоне компания должна заключить с регионом инвестиционное соглашение — конкретные обязательства сторон будут конкретизированы в допсоглашениях. Среди компаний выделяется группа якорных инвесторов, которые получают преференции для работы в опорной зоне (какие именно, законопроект не раскрывает). Под якорным Минэкономики понимает проект стоимостью от 100 млрд руб. и от реализации которого зависят другие проекты зоны.
    
    Для финансового обеспечения планов предлагается создать фонд поддержки проектов в Арктике — формироваться он будет из средств федерального бюджета, взносов арктических регионов и инвесторов. Последние должны оплатить не менее 20% стоимости инфраструктуры, создаваемой в рамках соглашения, или заключить концессионное соглашение на ее строительство. Средства фонда могут направляться как на инфраструктуру и поддержку инвестпроектов, так и на проведение исследований, касающихся разработки новых технологий, адаптированных к арктическим условиям.
    
    Сотрудник крупной компании, работающей в Арктике, отмечает: новая редакция законопроекта внесена в публичную сферу обсуждения совсем недавно. «Текст может существенно измениться после межведомственного рассмотрения. В предложенном механизме много рисков и для государства, и для бизнеса»,— говорит собеседник “Ъ”. В «Росатоме» (его предполагается сделать структурой, отвечающей за развитие Севморпути (см. “Ъ” от 8 ноября), законопроект комментировать не стали.
    
    Регионы уже демонстрируют интерес к новому механизму. В правительстве Ямала “Ъ” заявили, что подготовили обоснование опорной зоны, планируя реализацию таких проектов, как «Северный широтный ход» (СШХ), и развитие морского порта Сабетта. По СШХ власти уже подписали соглашение с РЖД и «Газпромом», 8 млрд руб. на проект будет выделено из регионального бюджета. Власти региона обещают, что проекты дадут большие налоговые отчисления — прежде всего в федеральный бюджет, добавляя при этом, что надеются на создание перечня федеральных налоговых льгот для участников.
    
    В правительстве Коми “Ъ” сообщили, что перечень инвестпроектов для опорной зоны, которую рассматривают в качестве стратегически важного транспортно-логистического и промышленного узла, уже определен. В него вошли, например, освоение шахтного поля №1 Усинского угольного месторождения (инициаторы — «Воркутауголь», «Северсталь») и шахтного поля №3 Усинского каменноугольного месторождения (Усинский ГОК-3, Новолипецкий металлургический комбинат). В правительстве Архангельской области “Ъ” пояснили, что в составе опорной зоны готовы заявить порядка десяти проектов — строительство глубоководного района Архангельского порта, освоение Павловского месторождения свинцово-цинковых руд.
 
Коммерсантъ